Главная » Статьи » Мои статьи

У России великое и светлое будущее

     Перед Россией во всей своей масштабности и сложности встает задача осу­ществления модернизации экономики. Как это сделать? На чем должна базиро­ваться программа модернизации? Каковы должны быть сроки стратегического пла­нирования? Насколько все это реально?

 
         1. Специфика проекта модернизации России. Еще пять лет тому назад, то есть в ноябре 2004 года, прочитав в журнале «Известия науки» статью А.Нарышкиной «Почему мы такие бедные» [1], в комментариях к ней я отвечал на поставленный вопрос:
«Россияне бедны не потому, что русский народ бездарен, а потому, что бездарны чиновники….  Иначе реформаторы РФ давно бы изучили и поняли, что с экономической наукой Запада в кризисе и при отсутствии экономической теории нельзя добиться ус­пеха. И знали бы, что экономика развитых западных стран практически всегда страдала от перепроизводства товаров (работ, услуг), в то время как социалистическая – от их дефицита. В силу такого положения и рекомендации экономической науки Запада в ос­новном были направлены на преодоление кризиса перепроизводства, а социалистической – недопроизводства или дефицита. Именно поэтому применение рекомендаций западных экономистов для реформирования социалистической – дефицитной – экономики без кри­тического их переосмысления привело к отрицательным результатам: жизнь большин­ства населения вместо того, чтобы улучшиться, значительно ухудшилась – они стали бедными».
         «Так, что же надо делать, чтобы преодолеть бедность и отставание от Запада? В первую очередь надо разработать экономическую теорию, может быть, обогащения на­рода, а потом, на ее основе соответствующий Проект, например, Проект модернизации экономики РФ, и осуществить его ускоренными темпами. Когда средний уровень жизни населения по доходам реально отстает от уровня жизни населения Запада в десятки раз (или в тысячи процентов), планировать всего лишь удвоение ВВП к 2008 году – это, по крайней мере, несерьезно. Поэтому есть над чем серьезно поразмыслить ученым и спе­циалистам РФ. А мы, друзья рос­сиян, не будем стоять в стороне…».
         Так вот теперь модернизация экономики России становится краеугольным камнем ее социально-экономического развития на ближайшую перспективу, о чем свидетельствует «Послание Федеральному Собранию Российской Федерации» Президента РФ А.Д.Медведева от 12 ноября 2009 года (далее – Послание).
         Однако это Послание, хотя и опирается на определенный анализ ситуации в эконо­мике страны и российском обществе, состоит только лишь из тезисов Президента РФ А.Д.Медведева, в которых он указывает на основные направления развития страны на ближайшую перспективу по пути модернизации экономики своей страны. Поэтому те­перь, как я полагаю, настала пора на основе этих тезисов без промедления разработать и ускоренными темпами осуществить инновационный проект – Проект модернизации экономики Российской Федерации.
         О чем идет речь и на что опирается идея о разработке Проекта модернизации экономики такой огромной страны, как Российская Федерация?
          О разработке и осуществлении подобных проектов специалисты РФ и могут иметь какие-то представления, поскольку у них есть некий опыт разработки и осуществления Национальных проектов. Но тот Проект, который предстоит разработать и осуществить, не имеет аналогов не только в истории современной России, но и других стран. И этот Проект не должен разрабатываться в стиле пятилетних планов времен социализма или в стиле Стратегии развития России и Казахстана до 2020 и 2030 годов соответственно, по­скольку в них не были и не могли быть учтены или предусмотрены возможность наступ­ления и пути преодоления такого  финансово-экономического кризиса, что мы имеем сей­час. Не были в них учтены и другие кризисы экономического и политического характера. Такое положение дел имело место лишь потому, что эти стратегические планы опирались на такие экономические теории и концепции, которые хоть и возникли в индустриально развитых странах, но являются во многом несостоятельными.
           В отличие от других я считаю, что экономическая наука является не только обще­ственной, но и точной наукой [2]. В жилах экономического организма текут деньги, кото­рые любят не просто счет, а абсолютно точный счет, который в бухгалтерском учете, сво­дясь к балансу активов и пассивов, не терпит никаких неточностей и математических ошибок. Поэтому теперь, отвечая на поставленный вначале вопрос, хочу подчеркнуть: в идее о разработке Проекта модернизации экономики РФ речь идет не только о развитии национальной экономики, но и о том, что и этот проект должен опираться на точный рас­чет. Как, например, при строительстве, реконструкции и модернизации крупного объекта наподобие, скажем, строящихся новых заводов, магистральных и железных дорог, нефти и газопроводов. Или, например, олимпийских объектов в Сочи. Но в отличие от них этот крупномасштабный инновационный Проект должен опираться на точный расчет как в масштабах всей страны, так и по субъектам федерации и по более мелким территориаль­ным, производственным и другим образованиям, а также сферам услуг.
         Таким образом, если сказать просто, то, на мой взгляд, Проект модернизации эконо­мики РФ должен быть совокупностью подготавливаемых и прошедших экспертизу ло­кальных, но самых передовых и тщательно разработанных инновационных проектов. Иными словами, он должен состоять из взаимоувязанных между собой проектно-сметных документов,  технико-экономических обоснований и расчетов, бизнес-планов и проектов нового строительства, капитального ремонта, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и технического перевооружения соответствующих объектов сферы круп­ного, среднего и мелкого, но пока еще конкуренто­способного бизнеса. Причем таких объектов, по которым все вопросы финансирования и инвестирования решены как за счет собственных средств самого бизнеса, так и за счет их привлечения со стороны. То есть за счет привлечения отечественных и иностранных банковских кредитов, капитала, инвести­ций, лизинга, государственных и других бюджетных и внебюджетных средств соответст­вующих уровней. Этот Проект должен также включать в себя проекты бюджетов феде­рального и других уровней государственной власти по этапам его реализации.
         2. Фундаментальные вопросы. Проект модернизации экономики РФ должен от­вечать, помимо тех положений из тезисов Посла­ния, которые были озвучены самим Пре­зидентом РФ Д.А.Медведевым и опубликованы в СМИ, на следующие вопросы:
1) на какой срок рассчитан и в какую сумму обойдется осуществление этого Про­екта;
2) в какой срок и что конкретно будет вновь построено, реконструировано, модер­низировано и т.д., как в масштабе всей страны, так и по субъектам федерации, а в особен­ности по национальным республикам и крупным городам России;
3) к чему все это приведет. То есть какими были на начало модернизации конкрет­ные показатели уровня и качества жизни населения и параметры экономики России и ка­кими они должны стать или будут к моменту завершения этого процесса по его соответст­вующим этапам в натуральном и денежном выражении или исчислении.
           А почему надо отвечать на эти вопросы? Министр экономического развития РФ Э.Набиуллина в конце 2007 года заявляла, что, если Россия сумеет сохранить темпы роста ВВП в пределах 6-7% в год, то к 2020 году она может войти в «пятерку» ведущих стран мира [3]. Но если речь идет о сравнениях и необходимости догнать экономику какой либо страны, то для России такой страной могут быть только лишь США. Так, в 2008 году объем валового внутреннего продукта (ВВП) Соединенных Штатов Америки (по ППС) составил 14,6 трлн. долл., что позволило этой стране занять по этому макроэкономическому показателю 1 место в мире. Объем анало­гичного показателя России в 2008 году, составив 2.2 трлн. долл., позволил ей по этому по­казателю занять 7-е место в мире. Однако в рейтинге стран по уровню жизни, который оп­ределяется подразделениями ООН, США занимают 8 место в мире и относятся к числу стран с высоким уровнем жизни, тогда как Россия, занимая только лишь 65 место, отно­сится к числу стран со средним уровнем жизни населения [4-6].
          Сравнивая эти данные, нетрудно получить, что объем ВВП США за 2008 год при­близительно в 6,55 раз или на 655% больше, чем ВВП России того же года. А ВВП на душу населения США за 2008 год больше такого же показателя России в 4 раза или на 400%. А теперь, если усреднить темпы роста, предложенные министром РФ Э.Набиуллиной в пределах 6,55% в год, то расчеты могут показать следующее.
Россия размер объема ВВП США 2008 года сможет достичь только лишь через 100 лет (655:6,55=100), а уровень ВВП на душу населения того же года может достичь через 60 лет (400:6,55=60). А где будут и чего достигнут за это время сами США, и кто их смо­жет догнать – это вопрос для размышления читателям.
        Вот по какой причине, наверное, в Послании Д.А.Медведева и присутствует глубо­кая озабоченность состоянием дел в экономике страны и перспективами ее развития. Но я как экономист более чем уверен, что если с умом разработать и ускоренными темпами осуществить Проект модернизации экономики РФ, то это даст свой ощутимый эффект. И в конечном итоге, при столь обширной территории, огромных людских, природных, энер­гетических и других ресурсах, научном, научно-техническом и производственном потен­циале, экономика России должна стать не только одной из мощнейших в мире. Но в отли­чие от других подобных держав Россия должна и может стать полностью самодостаточ­ной.
          Но разве это возможно?
         Полагаю, что да. Но только в том случае, если будет разработан и ускоренными темпами осуществлен по-настоящему обоснованный инновационный Проект модерниза­ции экономики России, учитывающий, кроме всего прочего, и цикличность экономиче­ской динамики применительно к российским реалиям.
При этом, когда речь идет о цикличности экономической динамики, под ним сле­дует понимать просто процессы роста и спада производства, связанные со сменой уста­ревших поколений основных средств. А это напрямую надо связать с планами модерниза­ции экономики – не только технически, но и законодательно: через соответствующие ставки налогов, банковских и других кредитов, а также нормы амортизационных отчисле­ний. Причем в соответствующих расчетах Проекта особо следует учитывать периоды эко­номических циклов. Панируя этапы модернизации таким образом, чтобы волны или коле­бания этого процесса, накладываясь на циклические, не приводили к резонансам, прини­мающим форму экономических кризисов перепроизводства или спада (рецессии). Наобо­рот, чтобы они приводили к гармонизации волн процессов социально-экономического развития с циклическими колебаниями, связанными с развитием мировой экономики.
        3. Роль науки в модернизации экономики. Но здесь может возникнуть вопрос: а как быть с разработкой экономической теории, на которую должен опираться предлагае­мый Проект модернизации экономики РФ?
           Отвечая на этот вопрос, я еще раз вынужден отметить, что такая работа ведется. И она будет представлена на суд научного сообщества чуть позже. Поэтому здесь в качестве некоего постулата можно высказать следующее суждение.
           Экономическая наука от остальных отраслей познания (особенно от естественных наук) отличается тем, что ее целью является не только описание, объяснение и предсказа­ние процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, но и ре­шение прикладных и очень важных для жизнедеятельности людей задач. Иными словами, она должна обеспечить планирование, разработку и руководство конкретными проектами через людей, которые ею вооружены соответствующими знаниями и опытом.
       К числу таких лиц можно отнести и людей, которые разрабатывают и осуществ­ляют проекты: модернизации существующей, создания рыночной, информационной, ин­новационной и прочих систем; строительства индустриальных, постиндустриальных и т.п. обществ. Для этого они и создают предпосылки и условия, которые позволяют развивать другие отрасли познания. Для этого они используют научные результаты в форме готовых знаний и опыта для разработки и осуществления своих собственных инновационных и других экономических проектов. Именно по этой причине, как я полагаю, экономическая наука и заслуживает быть названной Царицей всех без исключения наук.
            В силу всего этого можно утверждать, что хотя экономика в целом и зависит от ок­ружающей среды, всей земной и космической природы и их законов, экономическая наука стремится учитывать их и предсказать будущее нашей общей политической и экономиче­ской жизни, но Творцом экономики выступает всё-таки сам Человек. И если законы есте­ственных наук не зависят от воли и сознания человека, то экономические законы, имея вид действующих юридических законов и подзаконных актов, производственных, техно­логических и других норм, рецептов, положений и инструкций, полностью зависят от воли и сознания человека, а также от традиций, обычаев, привычек и других черт и осо­бенностей людей и их сообществ. Поэтому экономические законы, в первую очередь, служат целям удовлетворения естественных и других потребностей человека в жизненных и других средствах, которые называются не только товарами, работами и услугами, но и благами. А значит, Проект модернизации экономики РФ должен опираться не только на новую экономическую теорию, но и на необходимые для его осуществления законы и подзаконные акты. То есть на нормативные документы, которые своевременно должны быть разработаны и приняты законодательными, исполнительными и другими органами власти и управления России. 
      Ограничившись этими высказываниями, хочу подчеркнуть следующее. Отсутствие именно таких и несостоятельность других теоретических положений западной экономиче­ской науки и «позволили» всем странам СНГ, в том числе и России, в переходный период перейти не к высоко-, а к малоэффективным методам планирования, а именно, к кратко­срочному государственному бюджетному планированию, прогнозированию и регулирова­нию развития своих экономик. Недавно же появившиеся стратегии развития экономик стран СНГ до 2020-2030 годов, будучи несостоятельными, не выдерживают даже никакой критики.
       4. Период программы модернизации. Теперь я коротко остановлюсь на вопросах экономических расчетов, которые должны лечь в основу Проекта модернизации эконо­мики РФ.
        Сейчас в России осуществляется всего лишь трехгодичное планирование феде­рального бюджета на основе прогнозируемых объемов ВВП и формируется Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, назначение которых известно. Кроме того, не говоря об иностранных инвестициях, можно сказать, что есть возможность инвестиро­вания временно свободных средств  государственных корпораций. Но такой принцип пла­нирования не только не отвечает требованиям модернизации экономики РФ, но и принци­пам его расчетов, а также формирования, предназначению и использованию соответст­вующих фондов, которые могут быть созданы на основе Проекта модернизации эконо­мики РФ.
           А почему?
       Как известно, уставы различных предприятий малого, среднего и крупного бизнеса, которые имеют формы обществ и товариществ с ограниченной и дополнительной ответст­венностью, открытых и закрытых акционерных обществ и т.п., в обязательном порядке предусматривают формирование резервных фондов в определенных размерах от их чис­той прибыли. Кроме того, для таких предприятий в соответствии с Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность осуществления амортизационных отчислений по норма­тивам, устанавливаемым самими этими предприятиями, самостоятельно. Но амортизаци­онные отчисления, производимые в соответствии с этим кодексом, являются доходами рассматриваемых предприятий, которые не только не облагаются налогами, но еще к тому же могут быть начислены с ускоренными темпами.
         По этим причинам Проект модернизации экономики России должен предусматри­вать создание института (например, под руководством Председателя правительства РФ), который бы занимался формированием общенационального инвестиционного фонда. Та­кого общенационального инвестиционного фонда, который был бы сформирован за счет амортизационных отчислений, чистой прибыли и резервных фондов этих предприятий, а также за счет весомой части соответствующих резервных и других фондов федерального, региональных и других бюджетов. Фонда, который будет использован для осуществления не только реализации самого этого Проекта модернизации экономики РФ, но и для ее пре­вращения в инновационную экономику на принципах диверсификации.
         Для того, чтобы успешно развивался малый и средний бизнес необходимо создать, на мой взгляд, еще и такой институт или учреждение, которое служило бы целям облегче­ния выдачи этой сфере бизнеса гарантий и поручительств на получение банковских кре­дитов, а также кредитов, выделяемых на приобретение основных средств на условиях фи­нансового лизинга. Причем уставный фонд такого учреждения в размере около 300-400 млрд. рублей, как я полагаю, может быть сформирован за счет средств, выделяемых из Ре­зервного фонда государства. Аналог такого фонда существует, например, в США.
      Анализ, который я проводил еще в начале 90-х годов прошлого века [2], показал, что период планирования в 6 лет является для национальной экономики любой страны оп­тимальным. Поэтому я бы рекомендовал заложить в Проект модернизации экономики России 6-летние планы, установив срок их полного осуществления, скажем, в 12 лет, на­чиная, например, с 2010 года. Или еще лучше с 2011 года, совпадающего, по моим расче­там, с началом следующего экономического цикла [2, с.149]. При желании можно разра­ботать рассматриваемый Проект и на более длительный срок, предусмотрев его корректи­ровку после завершения каждого 6-летнего этапа его реализации.
           Но откуда появилась цифра периода планирования в 6 лет?
       Как известно, такие средства электроники, как, например, персональные компью­теры, сотовые телефоны, фотоаппараты и другие устройства, в современном мире физиче­ски могут служить длительное время, но в течение нескольких лет морально устаревают. Нечто подобное можно установить, наблюдая, например, и за роботизированным произ­водством какой-либо техники, легковыми и грузовыми автомобилями. Но здания и со­оружения служат очень долго, иногда десятками, а иногда и сотнями лет. Поэтому такие основные средства имеют соответствующие нормы амортизации, по истечении которых можно списать их с балансов предприятий, сдавая часть из них на металлолом. Здания и сооружения с соответствующим оборудованием надо направить или под капитальный ре­монт, реконструкцию и модернизацию, или под снос с утилизацией оборудования. При этом их нормы амортизации могут находиться в пределах, скажем, от 5 до 20% в год.
        В масштабе всей экономики страны или на уровне макроэкономики агрегированная величина нормы амортизационных отчислений составляет около 16,6% от совокупной стоимости основных средств. Отсюда и получится 6 лет (100:16,6=6) планового периода, который можно гармонично накладывать на волны экономических циклов таким образом, чтобы он не вызывал резонанса, приводящего к кризисным явлениям. Поэтому по оконча­нии каждого такого периода необходимо полностью заменить все морально и физически устаревшие основные средства на новые или модернизировать их. В противном случае страна может скатиться в полосу неминуемых экономических и политических кризисов, как это было, например, с Советским Союзом. Такая ситуация отчасти продолжает сохра­няться до сих пор в постсоветских странах, в том числе в России.
          Конечно, можно установить и другие сроки планового периода, например, в 3, 4 или 5 лет. Но они, по моим расчетам, не являются оптимальными и соответствующим об­разом не накладываются на обнаруженные циклы. Если же кто-то докажет оптимальность периода планирования, например, в 5 лет, как это было в недавней нашей общей истории, не боясь этого и без всяких предубеждений можно принять и такой вариант. Но все это должно быть серьезно обосновано.
        Исходя из анализа подобных ситуаций, выявленных на основе построенных мною моделей, я в своей книге, опубликованной еще в 1995 году, давал соответствующие эко­номические прогнозы [2, с. 149]. Согласно им 2010-2011 годы являются для мировой эко­номики и для России благоприятными.
         При этом хочется особо подчеркнуть, что разработка и осуществление такого Про­екта модернизации с формированием предлагаемого общенационального инвестиционного фонда может ускорить развитие экономики РФ, позволив ей в ближайшей перспективе в несколько раз увеличить национальное производство и догнать по уровню жизни населе­ния передовые страны мира. В рамках данной темы хотелось бы обратить внимание чита­теля на девиз «Догнать и перегнать Америку!», поскольку эта идея может стать наподобие «американской мечты», т.е. национальной идеей для России хотя бы на ближайшую пер­спективу или даже, скажем, лет на 20-30. В противном случае опять придется двигаться вперед вслепую путем проб и ошибок, не позволяющих бросить взгляд не только на бли­жайшее и более отдаленное будущее социально-экономического развития России, но и своевременно догнать индустриально развитые страны по показателям уровня и качества жизни их населения. А это, как известно, чревато не только с нежелательными социально-экономическими, но и политическими последствиями…
         Лично я как экономист, который следит за развитием экономики России, и как про­стой человек, имеющий в России много друзей, и которому не безразлична ее судьба, бо­лее чем уверен в следующем: если Россия в короткие сроки разработает и ускоренными темпами осуществит такой Проект модернизации своей экономики, то она обязательно добьется огромных успехов. А потому…
Вперед Россия! Вперед к великому и светлому будущему!
  
ЛИТЕРАТУРА
 
1. Нарышкина А. Почему мы такие бедные// «Известия науки», 10.04.2003
(http://www.inauka.ru/economics/article30968.html).
2. Абдуллаев Р. Интеллектуальный мир, модель экономического пространства и законы идеальной экономики/ Ред. В.М.Макосий. М: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1995.
3. Пятерка к 2020 году// «Время новостей», 25.12.2007.
4. Волохова В. Рейтинг стран по уровню жизни
(rating.rbc.ru/article.shtml?2006/11/29/31275053).
5. Кому на Земле жить хорошо// «Неделя», №3561, 27.08.2004
(http://www.rg.ru/2004/08/27/uroven-gizni.html).
6. Средний рост ВВП по странам СНГ за 2008г. составил 5%// РосБизнесКонсалтинг
(top.rbc.ru/economics/04/02/2009/278343.shtml).
  
Автор статьи: Абдуллаев Рустамжон, доктор экономических наук, академик.
 
Постоянный адрес статьи: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/175532/
 
Статья на этом сайте размещена 17.12.2009г. 
 


Источник: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/175532/
Категория: Мои статьи | Добавил: abdullaevrustam (29.12.2014) | Автор: Рустамжон Абдуллаев
Просмотров: 721 | Теги: Великое будущее, РОССИЯ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: