« Предыдущая часть

В результате всего этого ему удалось добиться как увеличения военной и политической, так и экономической мощи своего государства. А это позволило занимать… ся ему не только с широкомасштабной благотворительной деятельностью среди населения, что соответствовало духу мусульманства того времени и укрепило его авторитет среди населения (как в нашу эпоху, скажем эмиров Дубая и Катара); построить новую столицу — город Сарай аль-Джедид (Новый Дворец). Но и превратить Золотую Орду в настоящую империю — Великое Государство. 

Именно поэтому его признавали во всем мире и стремились установить с ним дипломатические отношения многие страны. К числу таких стран, установивших с Золотой Ордой дипломатические отношения, можно отнести Византию, Индию, страны Западной Европы. А султан Египта ан-Насир Мухаммед и король Византии Андроник II не только установили дипломатические отношения с этим великим Узбекским государством. Но еще, посчитав за честь  породниться с таким могущественным монархом, как Узбек-хан, если первый из них взял в жены его сестру Тулунбай, то второй — выдал за него свою дочь Тайдулу. Принцессу, которая стала не только его второй старшей женой, но и настоящей царевной Золотой Орды после его смерти, во время правления их сыновей Танибека и Джанибека.

Кроме того Узбек-хан был достаточно благосклонным к русским князьям и другой знати. Именно поэтому он стремился помешать захвату поляками Галицко-Волынского княжества. За честность и мужество наградил Московского князья Ивана Калиты Ярлыком на великое княжение; Шапкой Мономаха, в качестве княжеской короны, ставшей впоследствии главной регалией русских великих князей и царей, и выделил ему  50-ти тысячное войско. А в 1337 году с его разрешения был организован поход объединенного узбекско-русского войска на Люблинское воеводство. Затем по просьбе галицкого воеводы и знатного боярина Дмитра Дедко он направил против короля Польши Казимира III 40-тысячное войско…

Ведь не зря абсолютно всеми историками признается, что высшей точкой военного могущества Золотой Орды было время именно Узбек-хана (1312—1342). А Ибн-Баттута, путешественник, повидавший на своем веку многое, лично встретившись с Узбек-ханом в 1333 году, дал ему самую высокую оценку, сказав, что: «Он один из тех семи царей, которые величайшие и могущественные цари мира». А другие историки пишут, что его власть была одинаково авторитетна на всех землях его обширных владений. Например, согласно арабскому историку XV века Ибн-Арабшаху, караваны из Хорезма проходили на телегах совершенно спокойно, «без страха и опаски», до самого Крыма в течение 3 месяцев. Не было надобности возить с собой ни фуража для лошадей, ни продовольствия для сопровождающих караван людей. Более того, караваны не брали с собой проводников, так как в степях и земледельческих районах было густое кочевое и земледельческое население, у которого можно было все необходимое получить за плату [28].

Но я хочу обратить внимание читателей еще и на такие важные обстоятельства, которые связаны с необходимостью ответить на следующие очень важные вопросы, связанные с государственным языком и статусом узбеков в Золотой Орде — в монархическом государстве Узбек-хана, которого еще тогда называли не иначе, как  УЗБЕКИСТАНОМ, т.е. Страной узбеков [28-29]. 

4. Какой язык был государственным языком Золотой Орды при Узбек-хане и какой статус имели  узбеки в этом государстве?

Отвечая на первый вопрос, выеденный в заголовок данного раздела статьи на основе литературных источников можно с уверенностью сказать, что государственным языком в Золотой Орды при Узбек-хане был тюркско-староузбекский язык. Это тот староузбекский язык:

— который в те времена, из-за того, что этот язык и в другом государстве — Улусе Чигатая, на территории которого находились часть Хорезма, Самарканд, Бухара и другие города Мавераннахра или Туркестана, где в основном обитали тюркские роды и племена, был государственным языком [30];

— которого многие историки ошибочно называли и называют «чигатайским языком», не отличая государственный язык Улуса Чигатая, названного так в честь второго сына монгольского императора Чингизхана, от монгольского языка самих монголов, так или иначе возглавлявших сам этот улус [23].

А отвечая на второй вопрос, выведенный в заголовок данного раздела, вначале хочу остановиться на этимологии, т.е. о происхождении самого слова «узбек». Некоторые историки со ссылкой на французского востоковеда Поля Пеллио пишут, что имя Узбек (Özbäg) означает «хозяин себя» (maître de sa personne) [31]. А понятие бек (бег, бей, бай) трактуется как тюркское слово bəy — властитель, князь, господин; синоним арабского понятия эмир или амир (’amīr — повелитель, вождь). Но термином «бек» изначально при родоплеменных отношениях в среде древних тюрков обозначали главу рода.

Бек возглавлял родовое ополчение в составе обще-племенного войска, во главе которого стоял хан (тюркский и монгольский титул). Это понятие позже приобрело и иные значения как, например: титул знати в странах Ближнего и Среднего Востока, а также землевладельца у тюркских народов Средней Азии и Закавказья в Средние века; наследственный правитель в Тунисе в XVIII-XX веках; форма уважительного обращения в Турции, Азербайджане и современном Узбекистане.

Однако я, исходя из вышеизложенного анализа термина «узбек» («o’zbek»), состоящего из двух слов «уз» и «бек», считаю, что значение этого слова станет понятным и ясным нашим читателям, если здесь привести наглядный пример.

Так, в качестве примера, если перевести такие предложения, написанные на узбекском языке с использованием этих слов, полностью соответствующих староузбекскому «чигатайскому языку», на русский язык, как, например: «Менинг ўз бегим бор» («Mening o’z begim bor») и «У ўз бегимдир» («U o’z begimdir»), то они на русском языке будут звучать соответственно: «У меня есть свой бек» и «Он мой бек». В этом предложении первая часть слова «узбек» — «ўз» (уз), переведен на русский язык как «свой» и «мой». А вторая част этого слова — «бег», просто-напросто написана как ее вышеприведенная разновидность: вместо «бег», в форме — «бек», что соответствует произношению этого слова на узбекском языке в составе переведенных предложений. Значит как дословный, так и содержательный перевод слова «узбек» из приведенных примеров составления предложений на узбекском языке будет не иначе как «свой бек» и «мой бек», соответственно. А они, в свою очередь, равносильны таким выражениям, как: «свой господин» и «мой господин»; «свой князь» и «мой князь» и т.д.

При этом следует подчеркнуть, что советские историки, академики АН СССР Б.Д.Греков и А.Ю.Якубовский в книге «Золотая Орда и ее падение» [28], вступив в полемику, с академиком АН Таджикской ССР А.А.Семеновым, Директором института истории, археологии и этнографии АН Таджикской ССР, писали:

«Имеется ли какая-нибудь связь между терминами «узбеки», мн. «узбекиан» = «узбековец», «узбековцы» и «узбек», «узбеки»? По мнению А. А. Семенова, не имеется. Первое наименование случайно и в источниках XV в. не встречается. Термин же «узбек», по мнению А. А. Семенова, родился в обстановке Ак-Орды, там бытовал и не имеет ни прямого, ни косвенного отношения к термину «узбеки». Пока неясно, когда он возник.

Нам представляется, что эта точка зрения историческими фактами не оправдана и не может опровергнуть гипотезы о прямой связи двух этих наименований. Ведь на самом деле современники именовали войска Узбек-хана — «узбекианами» (выделено — А.Р.), а все его государство «государством Узбека». Надо только внимательно вчитаться в источники, чтобы представить, какую огромную роль играло левое крыло в Улус-джучиевом войске. Тюркско-монгольские кочевники Ак-Орды были отборными воинами-конниками. Они-то, по-видимому, и были главной частью золотоордынского войска. Их-то сначала и называли «узбекианами», «узбековцами» (выделено — А.Р.).

Поэтому, если учесть, что с одной стороны Узбек-хану было хорошо известно значение своего имени, поскольку такое имя до него носили и другие тюркские правители [19]. А с другой стороны, ему доставляло удовольствие называть своих военнослужащих своим именем — моими беками, а подданным было приятно называть их — своими ханами, эмирами и беками, то не трудно догадаться, что в его государстве УЗБЕКАМИ называли не все население. Хотя это население и называлось по общепризнанной традиции Узбекским улусом. Поскольку все население состояло не только из военного сословия, но еще и из представителей различных тюркских, малочисленных монгольских и других родов и племен, а также из ремесленников, скотоводов, земледельцев и т.д., занятых хозяйственными делами, необходимых всему улусу [30].

Процитированные выше и глубоко компетентные мнения таких советских историков, как Б.Д.Греков и А.Ю.Якубовский, а также то, что далее они, говоря о временах «ставленника» Узбека — хане Ак Орды Эрзене, писали о том, что в то время существовали «разные ступени в господствующем аристократическом классе кочевников» и «военной аристократии» [28], дают мне полное основание утверждать следующее.

На основе соответствующих правил, учитывающих и тюркское происхождение Джучи-хана, УЗБЕКАМИ называли только лишь тех подданных Узбек-хана, которые относились к военному сословию из тюркских родов и племен Золотой Орды. А именно — самого монарха, военной аристократии: ханов, эмиров, богодуров и беков, а также рядовых воинов, находящихся на государственной военной службе, на платной основе.  

Поэтому забегая вперед можно с уверенностью сказать, что именно по этой причине и после великого Узбека-хана — ханов, эмиров, беков, багодуров и рядовых воинов Золотой Орды, продолжали называть узбеками. Например, узбеком называли не только вес Улус, но и самого хана Золотой Орды Урус-хана [32].

Так, что понятие такого военного сословия, которого при Узбек-хане и после него в Золотой Орде и других ее улусах называли узбеками, по своему содержанию практически полностью соответствует такому понятию, как, скажем — самураи у японцев или  дворянство, введенное на Руси только лишь в XVII веке.

Полагаю, что именно по этой причине среди не мобилизованной на военную службу части тюркских родов и племен государства самого Узбек-хана и даже за его пределами, было не только очень почетным и престижным стать узбеком (самураем, дворянином), но и выгодным. Ибо если отдельные сотни, тысячи и десяти-тысячные (тумени) отряды вместе с территорией для кочевания отдавались во владение тому или иному беку, то и семей воинов-узбеков, вместе с ним имеющих право [в мирное время] заниматься со своим хозяйством, не оставляли в стороне. А хан Золотой Орды, как собственник всей земли в государстве, раздавал землю и скотоводов во владение бекам через эмиров, с условием, что те будут за это исправно выполнять определённые повинности. Важнейшей повинностью, конечно же, была военная служба. Поскольку каждый бек был обязан по первому требованию эмиров (которые находились в соответствующем подчинении самому хану) и в установленный им срок, выставить в пункты их сбора, поле сражения или других военных мероприятий, установленное количество воинов, за благополучной жизнью и хозяйственной деятельностью семей, которых он следил. А сам бек в своём уделе мог эксплуатировать труд земледельцев и скотоводов, представляя им, в аренду, свои земли, а скот на выпас или привлекая их непосредственно к работе в своём хозяйстве. А мелкие беки служили крупным бекам — феодалам, а те эмирам…

Однако ни Узбек-хан и ни его государство не были вечными: он умер в 1341 году, а Золотая Орда распалась и полностью прекратила свое существование в начале XVI века. Поэтому возникает следующий, пятый по счету вопрос.

5. Как сложилась судьба узбеков после Узбек-хана и полного распада Золотой Орды и когда было создано первое узбекское государство?

Ответ на вопрос, выведенный в заголовок раздела, так или иначе, связан с Улусом или государством Чагатая (Chig’atoy) — второго сына Чингизхана, которому он даровал многие территории современной Центральной Азии, и, в первую очередь, моей Родины — Республики Узбекистан. Об истории Улуса Чагатая рассказывают многие литературные источники. Поэтому читатели по интересующим их вопросам могут обратиться к этой литературе [31,33]. Учитывая такую возможность читателей я, остановлюсь на этом вопросе очень коротко, обращая их внимание лишь на такие вопросы, которые в них не рассматривались и в полной мере не освящались.

 5.1. Как я уже говорил выше, захват Чингисханом Мавераннахра, Хорезма и т.д., а также создание там государства его второго сына Чагатая, на язык и культуру коренного населения этих территорий — тюркских родов и племен (аборигенов), никакого влияния не оказало. Наоборот, тюрко-староузбекский язык, став в Улусе Чагатая государственным языком и по этой причине войдя в историю, под названием «чагатайский язык», послужил, как это не раз бывало в истории наших народов, тюркизации самих завоевателей — монголов. Причем также как это происходило раньше, позже и происходит до сих пор, с иранскими, арабскими и другими представителями стран в свое время оккупировавших наши райские земли, а потом осевших, потомки, которых продолжают жить у нас, по сей день. Как у себя на Родине, как это и  должно быть.

Однако Улус Чагатая, как и другие улусы сыновей Чингисхана и вся его Монгольская империя, распался. В результате этого образовались такие два государства, как Мавераннахр и Моголистан. В первом из них — Маврауннахре, вскоре после его образования, когда этой страной правил Тоглук-Тимур, власть в нем завоевал великий полководец Амир Темур (Тамирлан), положивший впоследствии конец власти чагайтайцев. О нем, как я полагаю нашим читателям хорошо известно многое, а если нет, то его историей можно ознакомиться из тех источников, которые приведены в списке литературы [34-36].

Поэтому я здесь хочу обратить их внимание на второе государство, которое появилось после распада Улуса Джучи — на Моголистан (Улус моголов, Улус Джете и Мамлакат-и Моголистан). На государство, название которого, не правильно записав, как Могулистан и с подачи некоторых историков, многие знают или воспринимают, как будто бы оно является государством монголов или даже Монголией. Поскольку это государство, хотя на его престол, после его создания в 1347 году откуда-то нашли и посадили чингезида Тоглук-Тимура — никогда не было Монголией, также как не было монголами и его население. А все это население кроме тюркизированных дуклатов (дуглатов), состояло из тюркских племен, как: канглы, киреиты, арлаты, уйгуры и др., которые раньше — до распада Улуса Чагатая, проживали в нем и разговаривали на том же «чигатайском языке» на одной половине своей территории. И, на других диалектах тюркского языка и, в первую очередь, на уйгурском языке, на другой половине. Ибо когда оно раньше находилось в составе Улуса Чигатая, на тех его территориях, на которых говорили на староузбекском или «чигатайском языке», были расположены, не говоря уж об Иссык-Куле, Таласе, Или, верховьях Чу и Эбинора, такие знаменитые наши города, как: Андижан, Наманган, Фергана, Ош, Джалал-Абад, Сузак, Узген, Ходженд и т.д.

А упоминая о них великий поэт, а впоследствии и знаменитый падишах Индии Захириддин Мухаммад Бабур, до этого в 1494-1504 годах занимавший еще и пост правителя Ферганы, в своей книге «Бабур-наме» (1526-1530гг.) писал, что:

 «Жители Андижана — все тюрки; в городе и на базаре нет человека, который бы не знал по-тюркски. Говор народа сходен с литературным; сочинения Мир Алишера Навои, хотя он вырос и воспитывался в Герате, [написаны] на этом языке» [37].  

Именно поэтому когда англичане или другие европейцы то государство, которое создал в Индии Захириддин Мухаммад Бабур, написавший свою книгу «Бабур-наме» на своем родном тюркско-староузбекском языке (которого именно по этой причине мы относим к числу великих узбекских поэтов), называют «государством великих моголов» — это надо понимать исходя из тех разъяснений, которые изложены выше. Потому что никаких доказательств о том, что подданные, Моголистана были тюркизированными монголами, как об этом утверждают некоторые исследователи, не существует. А утверждение В.Бартольда [39] о том, что якобы язык моголов их Великой Империи (Индия) был монгольским, опровергается самим языком основателя этой империи, великого нашего поэта Захириддина Мухаммада Бабура писавшего свою книгу «Бабур-наме» на староузбекском языке, которого и современные узбеки понимают без труда.

5.2. Выше, в третьем разделе статьи, говоря о матери Менгу-Тимура Кучу-хатуне, я указывал, что она из тюркского рода ОЙРАТ. Поэтому здесь я хочу остановиться и на другом историческом факте, который связан с этим родом. Ибо ОЙРАТ – это тот тюркский род, часть которого, смешалась с теми 4-мя тысячами воинов из монгольских родов, которые Чингисхан передал для Улуса Джучи [19]. Поэтому они, не приняв мусульманскую веру, ОСТАЛИСЬ на той территории Золотой Орды, из которой Узбек-хан к концу своего правления возвратил демобилизованных воинов и других членов своего мусульманского улуса, обратно на их родину, в  Мавераннахр и Хорезм, принадлежавший тогда Улусу Джучи. А в числе этих узбеков била и другая часть ОЙРАТов – мусульман, возвратившихся домой, к себе на Родину. Поэтому те, оставшиеся там, ОЙРАТы и были названы именем ҚОЛМОҚ (QOLMOQ), поскольку слово «остаться» [там, на чужбине], как на староузбекский или чигатайский, так и на современный узбекский языки переводится одинаково  — ҚОЛМОҚ (qolmoq). А об этом историческом факте написано на стр. 225-226 исторической книги великого Мирзо Улугбека «Тўрт улус тарихи» («История четырех улусов») [13]. Если эта история, изложенная в книге Улугбека, ни была бы достоверной, то не только сами узбекские, но и иностранные историки не включали бы в список 92-х узбекских племен и самих калмыков [16].

А потомки той части тюркского племени ОЙРАТ, которые смешавшись с теми переданными Чингисханом Улусу Джучи 4-мя тысячами монголов, остались на территории центра Золотой Орды, и по внешности став похожими на монголов, приняли их облик и став монголоидами, до сих пор там и живут. Сохранив лишь название своего рода, как и многие другие народы, но забыв: почему и кем они были названы ҚОЛМОҚами? Но, все же называя себя пусть и чуть иначе, но все же — КАЛМЫКами, которые сейчас являются гражданами Российской Федерации из Республики Калмыкия. Полагаю, что и столица этой республики по аналогичной причине названа словосочетанием тюркского происхождения, а именно  Элиста (Эл иста), то есть из слов: эл – народ и иста – ищи, что означает, скажем: «ищи свой народ»…

Я здесь историю калмыков рассказал не ради красного словца, а потому, что в «Автобиографии Тамерлана» и первой части книги «Уложение Тимура» [33-34], речь идет не только о тех узбеках, которые оставшись в Золотой Орде, продолжали свою военную службу. Но и о тех, из них, которые после демобилизации из армии Узбек-хана, вернулись на свою родину — в Мавераннахр, среди которых были и представители племени ОЙРАТ. А также определенное количество не мусульман, в т.ч. даже небольшое количество калмыков [13].

5.3. Выходит Амир Темур (Тамерлан) когда в своей книге [35] рассказывал о том, что он, используя военную хитрость, победил узбеков, имел в виду такое обстоятельство, из-за которого узбеки, испугавшись от его мнимых войск, под покровом ночи рассеялись, покинув крепости Мавераннахра. Но рассеяться на какой-то населенной людьми территории во время военного конфликта может лишь местное население. Значит, он, когда говорил в своей книге и автобиографии  об узбеках, то под ними имел в виду именно тех из них, которых я отнес к их демобилизованной и по этой причине, возвращенной на свою родину и обитающей там – Мавераннахре, части.

Значит когда в тексте «Автобиографии Темерлана» и «Уложении Тимура» [34-36] речь идет о какой-то общине узбеков, редакторы и переводчики в примечаниях к этим его книгам ошибочно пишут о том, будто бы: «Речь идет о кочевых, то есть даштикипчакских узбеках: о золото-ордынских гарнизонах, расположенных в городах-крепостях Мавераннахра». Ибо нигде нет ответа на вопрос: откуда они там появились, если даже и находились в распоряжении Ильяс-хана, в тот период временно исполнявшего обязанности своего отца, хана Улуса Чигатай и государства Моголистан Туглука Темура? А это еще раз доказывает обоснованность изложенного факта возвращения [демобилизованных] узбеков в Мавераннахр и Хорезм, что изложено в книге Улугбека [13].

Однако я полагаю, что враждебное отношение Амира Темура к демобилизованному военному сословию Золотой Орды — узбекам, заключался не только в плохом их поведении, на что жаловались религиозные деятели, а еще и в том, что он сам был из тюркского племени БАРЛАС. И, из подчиненных ему 40 племен, он кроме своего собственного племени, доверял еще только лишь таким 11-ти племенам, как: тархан, аргын, джалаир, тулкичи, дульдай, могол, сулдус, тугай, кипчак, арлат и татар. Причем, отметив такой статус этих лиц оттиском своей тамги (клейма) и за их верность и оказанную помощь при его восхождении на трон Мавераннахра [35].

Хотя одна из жен Амира Темура по имени Ак Суфи, и была из тюркского племени КУНГРАТ. Однако, как это видно из вышеприведенного списка 12-ти тюркских племен, на которые Амир Темур опирался в своих великих делах, в их составе славного тюркского племени КУНГРАТ, который составлял костяк Улусов Золотой Орды, нет. Поскольку его представители продолжали служить своему пока еще Великому Государству — Улусу Узбеков, вступая с ним — Амир Темуром, в военные конфликты, как узбеки (дворяне) до полного распада Золотой Орды. К тому же с 1359 по 1388 годы в Хорезме (Хивинское ханство) у власти находилась династия ханов именно из этого племени, до его завоевания Амиром Темуром в 1388 году.   

Именно по таким причинам он видимо и на должности верховных эмиров назначал только лишь выходцев из указанных 12-ти тюркских племен и, в первую очередь, из своего собственного племени — БАРЛАС, пожаловав им даже определенные территории: Бадахшан, пограничные области и округа. Кроме того он и на другие высокие должности эмиров и тысячников назначал выходцев из того же своего собственного племени БАРЛАС, быть может планируя на перспективу, их тоже превратить в военное сословие своей империи, на подобие узбеков...

Но здесь может, возникнут такой вопрос: почему Амир Темур не отличая  демобилизованных и находящихся на службе в Золотой Орде узбеков по их родоплеменному признаку или составу, называл их всех в своих книгах [34-36] исключительно узбеками?

Ответ на этот вопрос банально прост. Узбек-хан при создании своего военного сословия под названием «узбеки», что соответствовало не только его имени, названию его улуса (Золотой Орды), но и замыслам, учитывал опыт по созданию монгольской армии со стороны Чингизхана, смешавшего при формировании десятников, сотников, тысячников и десяти-тысячников (туменей), роды и племени монголов. Ибо при создании военного сословия своих вооруженных сил под названием «узбеки»,  он тоже смешал все тюркские роды и племена, призванные служит ему для того, чтобы они не смогли разрушить подразделения его армии на почве родоплеменных разногласий и конфликтов, очень уж характерных для той эпохи.

Той героической эпохи, когда для правителей могущественных государств покорение чужих стран было обычным делом, демонстрирующим их превосходство над покоренными ханами, князьями, царями и королями: чем больше их, тем лучше. Ибо это было еще и одним из способов их собственного обогащения и повышения благосостояния своих подданных за счет покоренных и разграбленных государств и народов. Поэтому мы, их потомки, находящиеся в совершенно другой эпохе и с другими жизненными ценностями, не вправе осуждать их: нам остается только лишь гордиться ими, если они являются родоначальниками народов, к числу которых мы относимся или они с этими народами, так или иначе, были связаны…

Однако среди ханов Золотой Орды были и такие, как Тохтамыш. Не зная свое истинное происхождение, пытавшийся восстановить Улус Джучи (Золотую Орду) времен Чингисхана, думая, как и многие нынешние радетели его рода, считающие себя чингизидами, не зная, что они не имеют к этой величайшей личности в истории человечества, никакого отношения. Как тот хан Золотой Орды — Тохатамыш, который покорял многие русские земли и города. В том числе даже и Москву, применив для этого обман и хитрость, уничтожив впоследствии даже и тех, которые поверив ему, открывали ворота этого величественного русского города и встречали его хлебом и солью. А потом разграбив Москву, вместе с ее населением и устроив в нем разрушительный пожар [28, 31].

Но среди тюркских правителей Мавераннахра был и такой великий полководец, не чем не уступающий Чингисхану, как Амир Темур — именовавший себя и как султан Турана, так и эмир Туркестана, которому было суждено не только освободить Русь от нашествия Тохтамыш-хана, но и покорить и полностью прекратить существование Золотой Орды [28-36]. А это впоследствии, так или иначе, способствовало рождению от осколков Золотой Орды — тюркских племен-воинов, считающих себя узбеками (самураями, дворянами),  чисто узбекских государств XV и XVI веков во главе с ханами из династии Шейбана — пятого сына Джучи-хана, покоривших даже государства династии самого Амира Темура. Тимуридов, которых в XVI веке узбеки, вытеснили за пределы Мавераннахра, в результате чего они вынуждены были довольствоваться покорением Индии и территории современного Афганистана, как великий падишах Индии, поэт и писатель Бабур.

Но сам Амир Темур является не только освободителем Русских земель от Тохтамыша, но и Европы, от нашествия Османской империи времен султана Баязида I по просьбе самих европейских монархов…

По этим причинам руководством современного Узбекистана именно легендарный Амир Темур, а не  знаменитый Узбек-хан, давший свое имя нашему народу и государству, был выбран в качестве исторического личностного символа нашего великого прошлого, о чем я писал и раньше [20].

Но основателем могущества узбеков, вступивших на историческую арену в качестве этноса, был принц из династии Шейбана Абу-л-хайр (1412—1468) — первый хан централизованного «государства кочевых узбеков». А это государство вошло в историю как УЗБКСКОЕ ХАНСТВО, которым первый его хан Абу-л-хайр правил в течение 40 лет с 1428 по 1468 годы.

Именно при создании этого государства термин «узбеки» сменился термином «узбек», который стал еще и собирательным именем для целой группы тюркских племен, вождями которых и был избран принц Абу-л-хайр, в качестве хана первого узбекского государства. А к числу 24-х племен, поддержавших первые шаги молодого и талантливого принца Абу-л-хайра, впервые объединившись под флагом Узбекского ханства в 1428 году, образовавших узбекский этнос, относятся [31, 38]:

байлы, барак, джат, дурман, имчи, йиджан, карлук, кенегес, кият, КУНГРАТ, курлаут, кушчи, мангкыт, минг, найман, таймас, тангут, тубай, туман, угриш-найман, уйгур, уйшун, утарчи и хитай.

А все это дает полное основание утверждать, что узбеки на исторической карте мира впервые появились как самостоятельный этнос, не в 1924 году, при создании Узбекской ССР в составе СССР, а в 1428 году, т.е. за 596 лет до этого. Причем, в отличие от других, они появились на исторической сцене как этнос, вышедший из военного сословия или дворян тюркских племен Золотой Орды, при создании первого централизованного «государства кочевых узбеков» под названием УЗБЕКСКОЕ ХАНСТВО. А в 1924 году они были только лишь юридически зафиксированы в качестве титульной нации Узбекской ССР.

Обоснованность этого нового подхода к этногенезу узбеков, подтверждается наличием аналогов такого исторического процесса в мировой практике, показанных на примере превращения военных сословий, таких как раджпуты, являющихся прямыми потомки древних арийцев из Индии и амхара из Эфиопии, которые приведены в статье С.Я.Козлова «Пути этногенеза неисповедимы. Из сословия – в этнос через язык, образ жизни, обычаи и религию» [40].

Далее не углубляясь в деталях развития узбекских государств, после прихода к власти Мухаммеда  Шайбани-хана (1451—1510) завоевавшем в 1499 году Мавераннахр — государство Тимуридов, раздробленных после смерти Амира Темура, а также истории возглавлявших их Шейбанидов, я счел необходимым отметить только лишь следующее.

Если Бухарское ханство с 1510 по1599 годы правили узбеки – Шейбаниды, то с 1599 по 1755 годы им правило поколение иранских правителей Аштраханиды. А в 1755 году власть опять была завоевана узбеками, и было создано новое узбекское государство Бухарский эмират, просуществовавший вплоть до 1920 года.  У власти в нем находилась узбекская династия правителей Мангытов. Бухарский эмират с 1886 года находился в вассальной зависимости от Российской Империи. Самарканд за все это время входило в состав бухарских государств. Последним эмиром Бухарского эмирата был узбек Сайид Алим-хан. Среди населения бухарских государств узбеки и тюркские племена по своей численности всегда находились в лидирующем положении.

Продолжение »